Ты или вы — как обращаться к коллегам и клиентам?


В век интернета исчезают границы. Когда не знаешь, кто находится по ту сторону монитора, сложно определить возраст и социальную иерархию. Каждый выбирает обращение исходя из личного уровня культуры.

Для меня всё просто. На Вы к тем, кто старше 18 лет. Далее исхожу из степени близости и активности общения, комфорта собеседника. Допускаю ты только при обоюдном согласии и вежливой коммуникации.

Сейчас поворчу немного. Раньше, в 1990-е годы, было проще. В памяти ещё оставались живы советские устои. По личным наблюдениям, уважительную форму использовали чаще по возрасту — к старшему поколению.

Сегодня появилась дистанционная работа. Регулярно звоним по мобильному. Вычислить заслуги и дату рождения фактически невозможно, если абонент не признается сам или не выдаст себя косвенно. Как выходить из ситуации?

Правила вежливого делового общения

Для стандартных и непонятных условий существует этикет. Алгоритм придумали давно. Нам остаётся лишь следовать ему, периодически учитывая современные нормы.

  1. Первое сообщение имеет следующие содержание и форму: а) здороваемся, б) представляемся, в) лаконично излагаем суть, г) разделяем текст на абзацы и пишем грамотно, д) отправляем единым текстом, а не по предложению.
  2. Нейтральный или доброжелательный тон.
  3. Улыбка на лице.
  4. Уважение как данность.
  5. Соблюдение договорённостей.
  6. Назначение точного времени встречи.
  7. Пунктуальность.
  8. Честность.
  9. Практичные вопросы по существу.
  10. Аккуратность во внешнем виде при личной встрече и видеосвязи.
  11. Сглаживание конфликтов.
  12. Стремление находить выгодные решения.
  13. Умение организовать мероприятия разного масштаба.
  14. Помощь в деле коллегам.
  15. Оставлять личные проблемы на свободное время.

В офисе и общественных пространствах легко соблюдать культурную гигиену, если вежливость присуща изначально. Очень круто можно сформировать навыки позитивной коммуникации в сфере услуг. Работа официантом или продавцом в юности в компании с мировыми стандартами обслуживания помогает прокачать сдержанность в стрессовых обстоятельствах.

Личный опыт культурного общения

Постоянно отвечаю на вопросы от незнакомых людей в социальных сетях и читаю комментарии. Независимо от настроения помню, что интернет сохраняет всё. Поэтому даже если хочу послать собеседника далеко и надолго за неадекватное поведение, сделаю это максимально корректно.

Причина простая. Человек хамит, оскорбляет и ругается, потому что у него проблемы в жизни или он ментально больной. Я не собираюсь брать на себя его негативное состояние. А это неизбежно в случае ответа в похожем стиле.

Переходить на ты недопустимо особенно в остром и накалённом до предела положении. Мы делаем хуже себе и окружающим, опускаясь на ступень ниже. В мире хватает зла и неприятностей без нас.

Нахожусь в золотом возрасте, когда нормально быть на равных с 20- и 40-летними. Но очень удивляет, когда люди старше или моложе на 20 лет пытаются навязать панибратство.

Примерно 12-13 лет посещала один салон красоты. Владельцы — муж и жена около 70 лет. Внутренними задачами заправляла хозяйка. Координацией с внешним миром и клиентами занимался её супруг.

Когда мужчина звонил, представлялся Владимиром. Мне было неловко так называть, но куда деваться. Не удавалось выяснить отчество, так как он считал, что это не важно. Между прочим, раньше работал директором крупной компании.

Наконец, свершилось чудо. Со мной связалась его жена, чтобы пригласить на стрижку, и тактично сообщила, что он Фёдорович. Ей не понравилось обращение по имени. К счастью, не просил тыкать. С тех пор в телефонной книжке заполнила ФИО.

Вывод такой. Люди могут переходить на вежливую форму или наоборот тыкать и представляться как угодно. Но при нарушении моих личных границ обозначаю их очень чётко.


Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!
1 рекомендация
(Visited 1 times, 1 visits today)