Тотальный диктант 2015 от интеллигентного мужика
А вы участвовали в «Тотальном диктанте»?
18 апреля в 551 городах планеты Земля проходил «Тотальный диктант». Я тоже решила туда сходить, чтобы получить заветную «двойку».
Зачем копирайтеру получать «двойку» на диктанте?
Наверное, я так долго хорошо училась в школе и в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета (ИФМИП НГПУ), что отвыкла от неудовлетворительных отметок за диктанты и творческие работы. Пора бы уже встряхнуть свой привычный русский язык и расширить горизонты, а заодно схлопотать за узость мышления труженика.
Как филолог по образованию и копирайтер по роду деятельности заметила, что несмотря на разнообразие в работе, моя письменная речь становится проще. И это палка о двух концах. С одной стороны, пишу для коммерческих сайтов. И очень важно, чтобы посетители веб-ресурса не спотыкались о сложную пунктуацию и не встречали незнакомых слов. Писать нужно чётко по делу, без «воды», — для экономии времени и лояльности потенциальных клиентов. И это у меня, судя по наличию заказов и рекомендациям, неплохо получается. С другой стороны, обидно. Была прочитана практически вся классика и достаточно много из современной литературы, включая творчество моих подруг и друзей. Словарный запас и владение орфографией и пунктуацией были вполне на высоте. Сейчас любимые двоеточие и тире пропали, а многоточие возможно только в личной переписке. Лексика напрямую зависит от проектов, которыми занимаюсь в данный момент. Узнавать по работе приходится столько, что совсем не остаётся времени сесть в кресло-качалку, взять клетчатый плед, горячий чай с корицей и перечитать восхищавших меня когда-то «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и дневников последнего десятилетия жизни Л.Н. Толстого (рекомендую!). Это для души. А для повтора убийственной пунктуации надо бы перечитать «Войну и мир». На пенсии обязательно займусь этим.
И всё-таки, почему мне так хочется получить «двойку»? И почему так обидела всех тружеников, сообщив вам об узости мышления?
Диктант подбирают филологи-профессионалы (да, их имена известны как минимум студентам — будущим коллегам), а это значит, что в тексте орфография и пунктуация точно будет разнообразной и заковыристой, чтобы наверняка запнуться. (У меня получилось это сделать на двоеточии и хорошо знакомом слове с детства — патИфоне. 🙂 ) В 2015-ом году текстом не разочаровали, хотя могли бы ещё добавить спорных ситуаций. Чем больше противоречий, тем больше шумихи вокруг (во мне проснулся копирайтер 🙂 ).
Про узость мышления. Не спроста в школе и вузе нас заставляют много читать и изучать, казалось бы, ненужные предметы. В возрасте 7-22 лет пока сложно понять, где эти знания могут пригодиться. Но тем не менее ломаем копья о трудные задачи в алгебре или ошибкоопасные места на диктанте. И эта битва позволяет нам развиваться. В этом суть акции «Тотальный диктант». А работа сужает кругозор, заставляя глубже разбираться с своей области. Противоречие? Нет. Широта мышления обычно характеризует образованного человека — технаря или гуманитария, не важно. Будет вам интересно слушать про опыты химиков на их профессиональном языке? Навряд ли. А вот если химик объяснит так, что, к примеру, археолог его поймёт, думаю, и археолог захочет стать химиком. Вот в этом, на мой взгляд, и заключается узость и широта мышления.
Нет, я не расстроюсь, получив «двойку». Уже знаю, сколько ошибок допустила. Зачем себя корить? Лучше Достоевского с Толстым перечитаю, не дожидаясь пенсии. 🙂
Водолазкин — умный мужик; вижу по фотографии: что попало писать не будет
Писать довелось в альма-матер «Тотального диктанта» — НГУ. И каждый раз тянет именно туда. Если учесть, что организация проекта с каждым годом всё лучше и лучше и не приходится сидеть на ступеньках, как когда-то, наверное, тянет не спроста.
Ожидание было не менее интересным, чем сам диктант. А всё благодаря сидящей рядом умной женщине в очках, которая, казалось, знает всё. Её авторитет сразу стал для меня непререкаемым. Увидев фотографию автора Евгения Водолазкина, она сразу сообщила сыну-подростку: «Водолазкин — умный мужик; вижу по фотографии: что попало писать не будет». Потом что-то добавила про интеллигентность. Произведения Е.Водолазкина я не читала, поэтому придётся поверить на слово видению женщины с авторитетом и прочитать умного и интеллигентного современного писателя. Женщина также возмущалась, зачем рассказывать про патефон или брандмейстера, не обращая внимания на раздающиеся вопросы в разных частях аудитории юного поколения. Это не мешало давать комментарии сыну, который тоже всё знал.
«Диктатором» у нас на площадке была Кошкарёва Наталья Борисовна (доктор филологических наук). Диктовала профессионально — не убавить, не прибавить. Отличное настроение диктатора также порадовало.
Когда Наталья Борисовна начала рассказывать про оргмоменты, в аудиторию вошёл умный и интеллигентный мужик Водолазкин. Он действительно оставил такое впечатление о себе. Не пожалела, что увидела его лично. «Лавр» обязательно прочитаю.
Бич времени или почему сложно писать диктанты?
Помимо хорошего настроения, которое традиционно вызывает «Тотальный диктант», стало немного грустно.
Бич №1. Заметила за собой, что разучилась писать. Да, за последние 8 лет научилась печатать вслепую с бешеной скоростью. И это прекрасно маскирует мой ужасный почерк (ага, рву стереотипы: на филологов часто учатся девушки и юноши, которые пишут как курица лапой). Чтобы не насиловать людей, всегда печатаю любые документы. Только во времена учёбы письмо было для меня палочкой-выручалочкой. Опорно-двигательная память позволяла чувствовать ошибки пальцами. И каждый раз, когда ошибалась, рука непроизвольно дёргалась. Заметила за собой это ещё в школе, поэтому с удовольствием пользовалась возможностью сразу исправлять ошибки и описки. Судя по «патИфону», это способность безвозвратно утеряна.
Бич №2. Нет времени на классическую литературу. Конечно, это спорный момент, что чтение позволяет писать без ошибок. Могу уверенно сказать, что абсолютной грамотности только с помощью чтения добиться не удастся. Но давно замечаю, что люди, которые в данный момент много читают или получают (не покупают) образование, пишут гораздо грамотнее, чем в «нечитабельные» времена.
Итог «Тотального диктанта» для меня лично
Писать от руки тексты ТД меня точно не заставит, а вот на книжную полку справа и на «Дневники» Джона Фаулза, которые куплены 2 года назад и до сих пор не прочитаны, посмотреть убедил. А там и до русской классики дойду.
Фото «Тотального диктанта» любезно предоставлены Alex Sawyer. Фото Е.Водолазкина с сайта novostiliteratury.ru.
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!