Стоит ли переходить на семейное образование?


Имею диплом педагога по русскому языку и литературе. Обучала только взрослых. Всё же, не менее интересует тема семейного образования с точки зрения развития детей. Не то чтобы фанатею от этой идеи, но вижу серьёзные плюсы.

Поясню, семейное образование получают преимущественно здоровые дети. Иногда с особенностями, требующие индивидуального подхода. Всю ответственность на себе несут родители. На домашнем — с инвалидностью или со слабым здоровьем. С последними работают учителя от школы.

Примерно в 6-ом классе впервые осознанно поняла, что большинство великих людей в России качественно изучали науки у себя в покоях. Тогда не учитывала, что у дворян лучшие европейские репетиторы. Собственно, мой род не из высшего света, а из скромной советской интеллигенции и крестьян. Смысл ориентироваться на тот опыт полностью?

Зато у меня было серьёзное достоинство: самостоятельно делала домашнее задание сразу и штудировала учебники наперёд, в том числе сестры на 2 года старше.

Однажды в 4-ом классе пропустила 3 дня в школе по болезни. Дома скучно, решила идти по учебнику и изучать новую тему. Когда вернулась, выяснилось, что обогнала других детей на неделю. В тот момент узнала, что необязательно проходить предметы с одноклассниками на одной скорости.

В семье был ещё пример. Родители двоюродного брата захотели, чтобы их старший сын прошёл экстерном 3-ий класс. Он успешно это сделал. Его перевели из 2-ого в 5-ый. Конечно, с ним занимались взрослые. Дядя — доктор физико-математических наук, в детстве тоже пропустил 7-ой класс, чтобы учиться в интернате при университете. Но он сам являлся вундеркиндом.

На мой взгляд, опыт не удался. Дима немного отставал на уроках, дома пришлось больше готовиться, хотя в целом учился хорошо. Глядя на старшего, с младшими детьми экспериментировать не стали.

В принципе, если ребёнок способный и очень быстро осваивает информацию (главное!), с ним можно перескакивать через год и более.

Плюсы семейного образования

Делаю выводы на опыте нескольких знакомых семей и своих предпочтениях.

  • Усвоение знаний в удобном темпе. Идеальный для меня ускоренный.
  • Самостоятельный выбор времени обучения. В школе меня бесила вторая смена, теряешь кучу времени. А высыпалась к 8, если училась в первую. К 1-ому уроку приходилось вставать на 15-30 минут раньше.
  • Возможность изучать более сложную программу, а не ровняться на средний уровень.
  • Не надо общаться с неадекватными ровесниками.
  • Легко путешествовать.
  • Можно решать личные вопросы утром и днём.
  • Углубленное изучение важных предметов для поступления в вуз и посещение дополнительных занятий вне рамок школы.
  • Больше коммуникаций внутри семьи.

Список впечатляющий в пользу данного формата обучения.

Минусы семейного образования

Для меня недостаток всего один. Напишу его в начале списка. Поясню, почему так. Я жила в посёлке в суровые 1990-е годы в неидеальных условиях. Вне школы взаимодействие происходило только с соседями. Кружков и секций не было вообще. Я глубокий интроверт, специально людям не навязываюсь.

Большинство недостатков для родителей.

  1. Минимум общения с ровесниками. Всё-таки в школе прошла ад и рай, знаете ли, это полезно.
  2. Взрослые тратят больше времени на подготовку и проверку упражнений. Мои родители на это вряд ли подписались бы. С сестрой учили уроки сами и сдавали предметы на «4» и «5» — идеальные дети. А они работали положенные 8 часов. Конечно, хотели отдыхать по вечерам и в выходные.
  3. Некоторые личности имеют психологические проблемы или негативный опыт, и сами боятся педагогов. Дети вынуждены принимать эту позицию.
  4. Далеко не все люди обладают энциклопедическими знаниями по всем предметам. Видела ребятишек на семейном образовании, отстающих от сверстников по интеллектуальному уровню. Считаю, что причина в некачественном преподавании.
  5. Дорогое удовольствие — подбор репетиторов.
  6. Невозможность достать необходимые учебники и дополнительную литературу из-за местонахождения. Этот пункт сейчас редко встретишь, но у меня произошло именно так. В 1990-е годы не было компьютера и интернета. Купить и привезти книги специально родственники не могли в силу финансовых проблем.
  7. Отсутствие дисциплины.
  8. Навязывание ребёнку желаемого образа жизни, который не всегда сочетается с его характером, мировоззрением или религиозными убеждениями.
  9. Гиперопека и как следствие инфантилизм.

Какое образование выбрала бы для себя будучи взрослым человеком?

Если оглянуться назад, большую часть жизни предпочла бы жить в крупном городе с большими возможностями для детей и родителей. Тогда проще выбирать альтернативный путь.

До 7-го класса лично для меня максимально комфортным представляется домашнее обучение. Но при этом обязательны путешествия по странам мира вместе с родителями.

В среднем и старшем звеньях удобно осесть на месте и учиться в хорошей гимназии с профильными классами. Думаю, что к 14 годам ребёнок способен выбрать предметные, спортивные и творческие направления, чтобы заниматься более углубленно для подготовки в колледж или вуз.

Мнения родителей о семейном образовании

Мне стало интересно, как происходит обучение детей в реальности. Задала вопросы родителям, имеющим опыт на данном поприще от 3-х до 6-и лет. Ответы порадовали осознанным подходом к делу.

Все три семьи полные. Образованием и воспитанием занимаются оба родителя.

Павел Алехин. Город Москва

Коуч и импровизатор. Увлекается танцами и образованием. Помогает развиваться и менять жизнь всем, кто готов действовать и действительно хочет изменений. Работает с детьми и взрослыми с инвалидностью.

Образование. У Павла — высшее экономическое + 2 профессиональных переподготовки (коучинг и дефектолог). У жены Юлии 2 высших — экологическое и психологическое.

Сын Руслан, 10 лет.

Рассказ Павла

Для нашего активного и живого ребёнка школьное обучение не подходит. Нам не нравилась уравниловка, к которой приводят детей в учебных заведениях. Стали искать другой вариант. Изучали форумы, книги, статьи, общались с людьми на семейном обучении, пришли к выводу, что такой формат нам близок. Оказалось, что сын тоже доволен.

Не вижу никаких недостатков. Можем создавать расписание или заниматься когда удобно. Первое время устроили ребёнку «школу дома» по учебникам. Но это стало неким насилием. И мы отказались.

Весь второй класс отдыхали и обучались скорее через общение, отвечали на вопросы. Смотрели обучающие видео, мультфильмы. Гуляли, ходили в музеи и на мастер-классы. Он общался со сверстниками и нашими друзьями. Это обучение в непривычной форме.

Дальше мы подключили портал «Учи.ру» по определённому расписанию. Задали ребёнку график, так как ему надо было пройти программу 2-3 класса за 1 год. Сделал это спокойно, с перерывами на отдых. Без давления ребёнок усваивает необходимые знания в расслабленном режиме, это происходит значительно легче и быстрее.

Серьёзный плюс — общение в семье при наличии у родителей большого количества личного времени. (У Павла свободный график работы. Жена Юлия трудится полный день.) Ребёнок общается с родителями не только вечерами и на выходных, когда они устали и не готовы куда-то ехать. Конечно, важно, чтобы у родителей было свободное время и они хотели уделять его ребёнку.

Руслан занимался айкидо и брейком. В те моменты думали, что нам нужен результат. Но хотя ему нравилось, мы поняли, что он не готов к дисциплине. Мне не хотелось быть постоянным мотиватором его занятий. Решили подождать осознанных желаний и самостоятельного выбора. Сейчас он заинтересовался секцией стрельбы, увлекается программированием.

В последнее время настроились на формат «самонаправленное образование». Мы ориентируемся на модель американской школы Sudbury Valley, которая существует уже 50 лет. В Москве есть учебное заведение «Время и место». Там вместо учителей сотрудники. Дети учатся, если хотят этого. Они решают сами, чем будут заниматься.

Ребята со взрослыми формируют свои правила поведения. На голосование выносится вопрос. Например, нельзя трогать личные вещи. Если все согласны с утверждением, то его устанавливают за основу и соблюдают.

Ни к какой школе Руслана не прикрепляли. Единственное, придётся этим заняться перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ. Но тут важный момент, что сын может сдать экзамены в любое время, если захочет поступать в колледж или вуз.

Считаю, что в переходе на семейное образование нет ничего сложного. Особенно когда традиционные форматы невозможны в некоторых случаях. Например, для гиперактивных детей. Статистика говорит, что сегодня в России около 100 000 семей обучают своих детей.

Очень важно создавать среду единомышленников. Агрессивный настрой родственников, друзей, соседей, коллег добавит дополнительные трудности. «Семейники», которые хотят индивидуального развития для своего ребёнка, относятся дружелюбно.

Есть много страхов, что не получится научить ребёнка лично. Но по опыту могу сказать, на семейном обучении дети развиваются быстрее. Они более свободны. Если родители сами достаточно разумны, образованы, развиты, чтобы дать ребёнку больше свободы, то он сможет сам выбирать в жизни, чем ему заниматься.

Арина Зубровская. Немецкий национальный район в Алтайском крае

Трансформационный психолог. Образование высшее психологическое.

2 сына. Всеволод, 11 лет. Ведамир, 5 лет.

Рассказ Арины

Моё отношение к СО очень положительное. Мы сами обучаем детей и нам это нравится с мужем. После первого класса забрали ребенка из школы, потому что не могли больше терпеть.

Мы живём в таком месте, где люди невежественны, учителя пишут с ошибками и на всё тянут деньги с родителей. В деревне очень тяжело с образованием.

Школу плохо топили. Дети зимой занимались в куртках. В классе включали обогреватель, что не по правилам безопасности.

Много факторов нас подтолкнули пойти обучаться домой. Было сначала страшно, но потом взяли себя в руки и не пожалели.

Я вижу, что информация усваивается лучше. После первого года обучения в школе сын ничего не запомнил, всё преподавали заново.

Аттестацию можно пройти в любой школе по прописке (но слышала, что это не должно вообще иметь значения).

Лично мы планируем сейчас просто изучать всё, что должен получить ребенок. Прибегаем к помощи онлайн-школ.

Я сама своим детям завидую. Мне в начальной школе было тяжело, а потом как-то попроще стало. И сыну тоже этот первый год непросто дался. Он у меня скромный, немного медлительный временами.

Стихи учит быстро и надолго запоминает, но вот в школе то дневник забудет, то сменку.

Из кружков тут только футбол и пение, но Всеволод не захотел. Поэтому соображаю для него сама дополнительные увлечения.

Спортом с ним отец занимается. На заднем дворе организовал турник для подтягиваний. Скакалка, отжимания, приседания тоже сами вместе с ним. Его младший брат в этом деле хорошо поддерживает.

Со сверстниками, как обычно бывает в деревнях, на улице. Был у него друг, одно время часто к нам в гости ходил, а потом перестал. Повздорили, и пути-дорожки разошлись.

Конечно же, дома ему нравится больше. У нас нет строгого режима, нет обязаловки. Если я вижу, что не идёт что-то, то либо по-другому пытаюсь объяснить, либо отодвигаю всё и отпускаю отдыхать. Всё зависит от ситуации и от его состояния.

Мы вместе смотрим обучающие ролики в YouTube. Вместе читаем. Я ему интересные книжки покупаю. Мне хочется, чтобы он знал как можно больше того, что ему в жизни реально пригодится.

Процесс происходит так. Изучаем Австралию. Читаем. Затем идём в YouTube и смотрим ролики путешественников, а также обучающие видео про Австралию.

С младшим сыном тоже уже вовсю идёт обучение. Знает алфавит и цвета, считает до 100. Учимся писать, выводить палочки-крючочки.

Дети очень много играют вместе. И ссорятся иногда, и просят прощения, и мирятся. Всякое бывает, но больше времени проводят друг с другом.

Сейчас легко учиться на семейном образовании. Полно сайтов-помогаторов и даже онлайн-школ с кураторами, которые выдают аттестат. Пока изучаю это дело. Очень много узнала про СО на новосибирском форуме «Сибмама».

Я бы ещё хотела от себя добавить, что такой способ подойдёт не всем. Тем, кто работает офлайн, точно будет сложно самостоятельно обучать. Да и желание должно быть, а иначе срывов и криков не избежать.

Алексей и Анна Крылышкины. Город Кемерово

Репетиторы по математике, русскому языку и географии, 1-7 классы.

Анна по образованию учитель в начальной школе. Большой опыт работы в детских лагерях, школе, кукольном театре.

Сын Александр, 12 лет. Дочь Таисия, 5 лет.

Рассказ Алексея

Сын пошёл в 7-ой класс. 1-ый и 2-ой прошёл за год.

Обучается в ЦОДИВ (Центр обучения детей и взрослых) из Санкт-Петербурга. Как выяснилось, школу мы выбрали правильно. Обучение очень простое. Всего 1 экзамен в год по каждому предмету.

В наличии подготовительные тесты и электронные учебники. Это полностью заочное обучение. В школе ребёнок учится официально. Предоставляют нужные справки по запросу.

Стоимость разная: от 5000 до 16000 рублей в год. Чем старше, тем дороже.

Поступление в ЦОДИВ круглогодичное, чего мы пока в 7-ом классе не сделали. Несмотря на это, Саша уже начал учиться.

Можно прикрепиться к местной школе, тогда придётся ходить туда каждую неделю, чего не хотелось бы. У ребёнка больше свободы. Он может выбирать заниматься тем, чем хочет.

У нас на стене висит расписание. У сына 3-4 урока ежедневно. Задания он выполняет самостоятельно, затем мама его проверяет.

В 1-6-ом классах ребёнок проходил обучение блоками по отдельным направлениям — математика, русский, английский и так далее. В 7-ом появилось много сложных предметов, поэтому приходится учиться сразу всему постепенно.

К его обучению относимся лояльно. По английскому он отстаёт, зато по математике опережает.

Сейчас мы обучаемся, находясь в Кемерово, и сдаём экзамены за компьютером. В 9-ом классе придётся ехать либо в Питер, либо прикрепляться к местной школе и сдавать ОГЭ.

Особых сложностей с обучением не возникает, так как Анна педагог. Единственное, прикладные предметы вроде трудового обучения, ИЗО он проходил по учебникам без практики. По физкультуре не сдавал нормативы.

В свободное время периодически приходится жёстко ограничивать компьютерные игры.

Саша много читает художественную литературу, которую выбирает в библиотеке. С другом собирается в секцию туризма. Летом вместе во дворе строили шалаш. К общению особо не рвётся, живёт в своих мирах.

Куда будет поступать, пока не знаем.

Мои выводы по семейному образованию

Из слабой школы стоит уходить как можно раньше по нескольким причинам.

  • Одарённость ребёнка.
  • Высокий или медленный темп обучения.
  • Некомпетентные педагоги.
  • Плохая компания друзей.
  • Частые переезды.
  • Отсутствие нормальных условий (холодно, грязно).
  • Готовность родителей дать лучшее образование.
  • Жизнь семьи за границей.
  • Любовь к путешествиям.

Не будем отрицать, что существуют хорошие учебные заведения даже в небольших городах. Недостаток знаний или творческого развития, общения с интересными людьми удобно добирать посредством ноутбука с интернетом.

Возможности детей в современном мире безграничны.

А вы готовы перейти на семейное образование?


Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!
2 рекомендаций
(Visited 35 times, 1 visits today)

Нет комментариев

Ответить

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *