Отношение к домашнему обучению
Школа давно позади. Лишь отдельные воспоминания иногда проскальзывают о ней. А если учесть наличие у меня педагогического образования, учебные заведения остаются неотъемлемой частью жизни. Профессиональный интерес подогревает стремление к саморазвитию и желание делиться практическими знаниями.
Я сама училась в традиционной школе. Ежедневно ходила на занятия. Общалась со сверстниками. Участвовала в жизни класса. Зарабатывала свои «4» и «5».
Сейчас в моём окружении большинство знакомых c детьми в обычных образовательных учреждениях. Также есть те, которые занимаются самостоятельно или делают это удалённо.
Моя безуспешная попытка перейти на индивидуальное обучение
Как-то в 6-ом классе всполошила своего папу. Он на нашей параллели преподавал занятия по истории. Пришла домой со школы и спросила, что нужно для домашнего обучения. Сначала он списал это на мою любознательность. Рассказал вкратце. После того как 3 дня подряд упорно выясняла, могу ли я перейти на домашнюю форму обучения, папа малость взволновался.
Мне не было плохо в школе. Лёгкий буллинг присутствовал, как и в любом коллективе. Травили в одинаковой степени в разное время всех детей. У нас это происходило мягко и чаще в виде подколов. Меру знали. Да и постоять за себя всегда могла. Если не помогала вежливая просьба отстать от меня или устное парирование в ответ, выручали мат и рукоприкладство. В целом отношения в классе считались хорошими. Периодически кто-то бузил, до бурной агрессии и вражды не доходило. Не зря у нас сейчас существует чат в WhatsApp, где о плохом не принято вспоминать.
С учёбой тоже всё было прекрасно. Меня хвалили учителя и уважали одноклассники. Уроки готовила без помощи родителей с 1-ого класса. Трудные задачи скорее воодушевляли, чем напрягали.
Причина желания учиться дома оказалась простая — интроверсия. Мне совершенно не нужно видеть столько чужих людей каждый день. Не спроста же работаю дома 10 лет. У взрослых хотя бы есть выбор.
После вопросов папе у меня на неделю началась другая жизнь. Он стал активно выяснять, нет ли у меня конфликтов в школе. Ко мне внезапно появилось повышенное внимание со стороны учителей. Лишний раз старались вызвать к доске, поговорить на перемене. На уроках давали парные задания с кем-то из детей, с кем меньше общалась. Наверное, пытались выяснить, кто не нравится.
Представьте себе моё состояние. Я просто захотела побыть одна. Как сейчас понимаю, достаточно было провести всего 1 день вне школы и отдохнуть. Но не тут-то было! Часто ловила пристальные взгляды учителей на себе. Это оказалось слишком заметно. Неделю пережила с большим трудом.
Меня оставили в покое, когда пришла домой после уроков и рассказала весёлый случай. Быстро забыла про домашнее обучение и продолжила жить как обычно. Родители выдохнули.
Основания для домашнего обучения
Сегодня из любопытства заглянула в перечень заболеваний, дающих основания на прохождение школьного курса дома. Там такие страшные названия, что не дай бог кому испытать.
У нас учителя ходили к лежачим детям с неизлечимыми болезнями с летальным концом в итоге. Цель была скорее поддержать и пообщаться с ребёнком. Образование уже не играло никакой роли.
Во времена учёбы в вузе со мной учились девушки, которые признавались, что когда-то находились на домашнем обучении. С виду они выглядели совершенно обычными и здоровыми. Диагнозом не делились. Вроде бы, удалось вылечиться. Есть подозрение, что у них когда-то были проблемы с психикой. Выходит, можно это вылечить к совершеннолетию, поступить в институт и вести обыкновенный образ жизни.
Нужно ли домашнее обучение детям?
Несмотря на свою закрытость уверена, что школа мне была нужна. Да, там приходилось терпеть неприятные вещи, с которыми, кстати, научилась успешно справляться. Также происходило много хорошего.
В учебном заведении ребёнок получает полезные навыки и возможности.
- Общение с ровесниками и взрослыми.
- Умение решать конфликтные ситуации.
- Адаптация в обществе.
- Близкие друзья и связи на будущее.
- Развитие личных интересов по предметам.
- Системный подход к образованию.
- Профессиональная подготовка к олимпиадам и соревнованиям.
- Конкуренция с другими детьми позволяет увидеть свои слабые и сильные стороны.
- Посещение разнообразных культурных мероприятий.
- Жизнь по чёткому графику с ранними подъёмами.
Недостатков в школе тоже немало.
- Невозможность выбора одноклассников. Придётся терпеть хамов и наглецов.
- Непрофессионализм педагогов.
- Неоправданные денежные поборы.
- Усреднённый темп обучения.
- Необъективность оценивания.
- Авторитарность учителей.
- Несправедливость.
Обучение дома тоже имеет как достоинства, так и недостатки. Поговорим сначала о положительных сторонах.
- Индивидуальная программа.
- Максимальное изучение интересных предметов.
- Возможность выбора одной из лучших школ страны.
- Минимальное количество стрессов.
- Больше свободного времени.
- Активное общение с родителями.
- Если родители много ездят по командировкам или находятся в путешествиях, это не станет препятствием их детям для получения среднего образования. Наоборот послужит для расширения кругозора.
- Уроки в удобное время.
- Прохождение программы за короткий срок.
- Понимание, что ребёнок учится для себя.
Всё не так гладко. Существуют определённые минусы.
- Родители не всегда имеют достаточный багаж знаний для качественного обучения.
- Репетиторы требуют дополнительных расходов.
- Не всегда дома можно обустроить рабочий кабинет. Цветочки и динозавры на обоях, игрушки в поле зрения расслабляют.
- Отсутствие живой коммуникации с другими детьми.
- Однообразие пространства.
- Отсутствие дисциплины.
- Характер «белой вороны».
- Не вырабатываются необходимые навыки для жизни в обществе.
- Непрерывный родительский контроль.
- Невозможность учиться на ошибках других, как следствие — мало опыта.
Я всё-таки рада, что удалось побыть как все, хотя бы в школе и институте, успела поработать в офисе с коллективом. Полезный опыт для последующей самостоятельной деятельности.
Поделитесь своим мнением. Что лучше: домашнее или школьное обучение?
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!