Дневник читателя
Чтение книг — процесс, от которого получаешь удовольствие и вдохновение. И эти эмоции легко продлить с помощью дневника читателя. В него можно записывать основные события, яркие моменты, сюжетные линии, описание героев (для художественного произведения), рабочие тезисы (бизнес-литература), свои мысли относительно прочитанного, выводы и идеи для реализации. На основе читательского опыта реально даже целую книгу написать.
Форма ведения дневника
Начнём с технической стороны. Задумайтесь, что вам нравится делать: писать, рисовать, чертить, говорить, петь? Казалось бы, какое отношение это имеет к литературе… Прямое. Определились?
- Письменное ведение дневника. Можно формулировать краткие тезисы или подробно записывать важные нюансы.
- Картины. Все мы разные. Кто-то воспринимает информацию через рисунки. Почему бы не создать комикс по итогам прочитанного?
- Аудио. Некоторые предпочитают проговаривать текст. Так берите диктофон и скажите всё, что думаете!
- Видео. Вам нравится быть в телевизоре? 🙂 Возьмите камеру и будьте там. Заодно и видеоблог на YouTube заведёте. Расскажите всем друзьям, что нового вы узнали.
Какие ещё способы записать впечатления от прочитанного существуют? Было бы интересно узнать. Рассказывайте в комментариях.
О чём писать в дневнике читателя?
Начать можно с даты начала и завершения чтения книги. Если на одно произведение ушло несколько дней, отмечайте периодами.
Художественная литература
Берём тетрадь и делим её на несколько частей. На мой взгляд, удобнее работать с блоками по горизонтали. Иначе говоря, писать, как делали это в школе.
- Автор. Название.
- Герои. Главные и второстепенные.
- Поступки.
- Особенности речи героев (интонация, тембр голоса, позитивные слова, повторы одних и тех конструкций, позитивные или отрицательные высказывания и т.д.).
- Манеры.
- Привычки.
- Любимое дело.
- Профессия.
- Окружение.
- Взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами.
- Сюжетная линия.
- Конфликт.
- Мнение о персонаже.
- Какие черты героя близки?
- Поступки, которые хотелось бы повторить.
- Был ли у вас похожий опыт, что и у героев в рассказе или романе?
- Вывод. Впечатления о прочитанной книге.
Опыт читателя художественного произведения нужен в первую очередь ему самому. Можно учиться жизни не на собственных граблях, а изучая в книгах. Ни один писатель не сможет выдумать такие ситуации, которых не бывает в природе. Даже фантастика уже давно стала реальностью.
Бизнес-книги
- Автор. Название.
- Основные тезисы.
- Проблема.
- Решение.
- Знания, применение которых возможно относительно текущей деятельности.
- Список задач, необходимых решить в ближайший месяц.
- Задачи на будущее, которые возможно выполнить при соблюдении определённых условий.
- Создание каких условий необходимо, для решения задач, которые пока невозможно выполнить.
Что касается бизнес-литературы, анализирую часто не по отдельности каждое издание. Беру серию произведений одного и того же автора и выделяю в ней основные моменты. Писатели часто повторяют одинаковые мысли разными словами. Не вижу смысла конспектировать одно и то же. Также опускаю рекомендации, когда заметила то же самое у кого-то ещё. Не отмечаю то, что давно реализую на практике или хорошо известно.
Качественная рефлексия книги, подходящей в современный период, важна для формулирования идей и практических решений как в жизни, так и в работе.
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!