Действенный метод скаффолдинга в образовании

Действенный метод скаффолдинга в образовании


Американская и советская технология показала эффективность в процессе образования. У её истоков психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс. Ещё ранее аналогичный феномен описал Лев Семёнович Выготский.

Постижение уверенных навыков с помощи наставника в обучении детей и взрослых применяют с древних времён. Но описали его относительно недавно — в 20-ом веке.

Людям независимо от возраста нужны ориентиры и помощь со стороны. Независимые изобретатели и предприниматели-новаторы в меньшинстве. Даже они опираются на знания и опыт успешных предков и современников при проведении собственных экспериментов.

В партнёрстве с мастером ученик всегда выигрывает и делает больше, чем в одиночестве. Ему не надо тратить силы на несуразные ошибки и переживать из-за трудностей.

Теория строительных лесов

Причём здесь архитектурный термин? Потому что наглядно методику можно описать как опору для воздвигаемого дома. Вроде бы, объект устойчивый, но для продолжения и завершения результата нужны перекладины, балки, костыли.

Смысл в том, что студент решает сложную задачу самостоятельно. Наставник реагирует в случае торможения деятельности и подсказывает, как правильно. По мере освоения материала воспитанником педагог уменьшает помощь, так как в ней больше нет необходимости.

Изначально прогресс отслеживали у дошкольников. Постепенно методисты и педагоги пришли к выводу, что это актуально для любого человека — от малолетнего ребёнка до умудрённого пенсионера. Применение допустимо в детском саду, школе, колледже, вузе и на курсах офлайн и онлайн.

Принципы скаффолдинга

  1. Внимание.
  2. Деление большой задачи на маленькие, поддающиеся решению.
  3. Фокус на целях и важных деталях.
  4. Содействие инициативе.
  5. Атмосфера комфорта.
  6. Демонстрация ожидаемого результата.

Надо учесть ещё несколько моментов. Финал, к которому идём, должен быть понятным. Условия посильны возможностям ученика, но достаточно трудны, чтобы потребовалось взаимодействие с наставником, которого он воспринимает как единомышленника.

К итогу студент приходит естественным путём — плавно и без перепрыгиваний с одного на другое — согласно чёткой структуре.

По мере усвоения чужих знаний и перевода их в собственные, подпорки убирают, так как они уже не имеют значения.

Формирование зоны ближнего развития

Советский психолог Лев Выготский вероятнее всего основоположник американской теории о скаффолдинге. Известно, что его коллега психолог и невропатолог Александр Лурия общался с Джеромом Брунером о трудах нашего учёного, а также психофизиолога Николая Бернштейна. Последний упоминал об идее «деревянных лесов».

Когда ребёнок совершает первые шаги, он постоянно держится за руку старших, мебель. Идёт кое-как с напряжением в теле. Постепенно передвигается на короткие расстояния без чьего-либо участия, а затем твёрдо стоит на ногах и даже бегает.

По теории Л.С. Выготского существуют задачи трёх типов:

  1. Не могу сделать.
  2. Могу с помощью учителя.
  3. Могу сам.

Второй пункт относится к зоне ближайшего развития. То есть переход на следующий уровень с поддержкой мастера.

Изначально эти положения применяли к детям. Однако за полвека происходили открытия, которые позволили перенести выводы на способы обучения подростков, молодёжь и взрослых.


Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!
1 рекомендация
(Visited 30 times, 1 visits today)