Действенный метод скаффолдинга в образовании
Американская и советская технология показала эффективность в процессе образования. У её истоков психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс. Ещё ранее аналогичный феномен описал Лев Семёнович Выготский.
Постижение уверенных навыков с помощи наставника в обучении детей и взрослых применяют с древних времён. Но описали его относительно недавно — в 20-ом веке.
Людям независимо от возраста нужны ориентиры и помощь со стороны. Независимые изобретатели и предприниматели-новаторы в меньшинстве. Даже они опираются на знания и опыт успешных предков и современников при проведении собственных экспериментов.
В партнёрстве с мастером ученик всегда выигрывает и делает больше, чем в одиночестве. Ему не надо тратить силы на несуразные ошибки и переживать из-за трудностей.
Теория строительных лесов
Причём здесь архитектурный термин? Потому что наглядно методику можно описать как опору для воздвигаемого дома. Вроде бы, объект устойчивый, но для продолжения и завершения результата нужны перекладины, балки, костыли.
Смысл в том, что студент решает сложную задачу самостоятельно. Наставник реагирует в случае торможения деятельности и подсказывает, как правильно. По мере освоения материала воспитанником педагог уменьшает помощь, так как в ней больше нет необходимости.
Изначально прогресс отслеживали у дошкольников. Постепенно методисты и педагоги пришли к выводу, что это актуально для любого человека — от малолетнего ребёнка до умудрённого пенсионера. Применение допустимо в детском саду, школе, колледже, вузе и на курсах офлайн и онлайн.
Принципы скаффолдинга
- Внимание.
- Деление большой задачи на маленькие, поддающиеся решению.
- Фокус на целях и важных деталях.
- Содействие инициативе.
- Атмосфера комфорта.
- Демонстрация ожидаемого результата.
Надо учесть ещё несколько моментов. Финал, к которому идём, должен быть понятным. Условия посильны возможностям ученика, но достаточно трудны, чтобы потребовалось взаимодействие с наставником, которого он воспринимает как единомышленника.
К итогу студент приходит естественным путём — плавно и без перепрыгиваний с одного на другое — согласно чёткой структуре.
По мере усвоения чужих знаний и перевода их в собственные, подпорки убирают, так как они уже не имеют значения.
Формирование зоны ближнего развития
Советский психолог Лев Выготский вероятнее всего основоположник американской теории о скаффолдинге. Известно, что его коллега психолог и невропатолог Александр Лурия общался с Джеромом Брунером о трудах нашего учёного, а также психофизиолога Николая Бернштейна. Последний упоминал об идее «деревянных лесов».
Когда ребёнок совершает первые шаги, он постоянно держится за руку старших, мебель. Идёт кое-как с напряжением в теле. Постепенно передвигается на короткие расстояния без чьего-либо участия, а затем твёрдо стоит на ногах и даже бегает.
По теории Л.С. Выготского существуют задачи трёх типов:
- Не могу сделать.
- Могу с помощью учителя.
- Могу сам.
Второй пункт относится к зоне ближайшего развития. То есть переход на следующий уровень с поддержкой мастера.
Изначально эти положения применяли к детям. Однако за полвека происходили открытия, которые позволили перенести выводы на способы обучения подростков, молодёжь и взрослых.
Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях!